• В Санкт-Петербурге
    +7 (495) 309-05-58
  • В Киеве
    +38 (044) 229-33-27

Основан в 2002 году

 

ИНСТИТУТ РИТМОЛОГИИ
ЛУЧЕЗАРНОВОЙ ЕВДОКИИ

 

Стрыжков И.А. К вопросу о ритмологическом сообществе как социальном явлении.

 И.А. Стрыжков, эксперт-ритмолог
тезисы к конференции

В данных тезисах рассматривается социальное явление – сообщество применяющих Ритмометод Е.Д.Лучезарновой (Марченко) По мнению автора, данное сообщество имеет специфическую особенность возникновения и становления. Раскрытие заявляемой специфики в дальнейшем может стать основанием для определения предмета социологического исследования.

1. Инструментом анализа данного явления выступает следующее утверждение: социальность возникает тогда, когда возникает договоренность людей друг с другом, которая, в свою очередь, является результатом разрешения конфликта интересов между индивидом и группой, между группами людей и т.д. Иными словами, любое социальное явление начинается с попытки удовлетворить моно- или индивидуальные потребности жизнедеятельности в ходе конфликта. Если сторонам конфликта удаётся преодолеть возникшее противоречие относительно определенного объекта или группы объектов путем обоюдных договоренностей, включающих изменения в индивидуальной жизнедеятельности в пользу совместного существования, тогда возникает начало социального бытия.

2. Одна из причин конфликтов, способствующих появлению социального существования людей, такова: в связи с изменениями, возникающими в существующем обществе или в окружающем мире в целом, создаётся необходимость принципиально изменить способ существования как индивида, так и группы, сообщества людей. Люди реагируют на возникающие изменения попытками изменить способы своего существования, что приводит к противоречиям между "старыми", ещё действующими способами жизни, и вновь возникающими.

3. Так, например, если группа людей, исчерпав природные ресурсы в месте своего обитания, будет вынуждена перейти на другую территорию, а та будет занята подобной же группой людей, то возникнет конфликт, который при постоянном воспроизведении ситуации в итоге приведёт к возникновению особого социального института - армии. Другой пример: конфликт между возникшей необходимостью поддерживать "чистоту души" и окружающим миром, ведущим "грязный", телесный, "животный" образ жизни приведёт к такому социальному институту, как религия . Таким образом, можно утверждать, что специфика любого социального явления рождается в определённого типа конфликте, противоречии, проблеме. И чтобы ответить на вопрос, в чём специфика такой группы, как последователи Ритмометода 7Р0, нужно найти ту проблему, тот конфликт или противоречие, которые и привели к его возникновению.

4. На этом шаге мы и встретимся с основной аналитической сложностью: ритмология и её сторонники появились, как свидетельствует история данного сообщества, не как ответ на внешний проблемный, конфликтный "вызов". Одно это может побудить исследователей данного сообщества сделать вывод о том, что его невозможно причислить к социальным явлениям. Однако факты говорят об обратном. Ритмометод и его сторонников причисляют то к новой религии, то к "оккультным сектам", то к неформалам от науки... Объяснить это можно тем, что сам факт существования столь многочисленного сообщества (более 10000 человек, активно заявляющих о себе как о ритмологах) на протяжении более чем двух десятков лет уже заслуживает внимания. С представителями этого сообщества сталкиваются многочисленные социальные группы и индивиды, и потому неизбежно возникает сравнение интересов, целей и ценностей. Это сопоставление, естественно, ведётся с позиций "уже имеющихся" способов жизни. В момент сравнения выясняется, что ритмологическое сообщество имеет собственные принципы, цели и нормы жизни, что даёт повод причислить его к социальным явлениям. Но фиксируемые внешними наблюдателями нормы "ритмологически сообразного" бытия настолько отличны от имеющихся в других известных сообществах, что возникает их отторжение по принципу "не наш, значит чужой. Чужой, значит опасен». В другом случае – «новый, а значит – крайне интересен". Отсюда наблюдаемый «плюрализм» отношений к ритмологии - от восторженного восхваления до резкого отрицания. Реакция существующих социальных структур на ритмометод и его последователей даёт основание утверждать: с точки зрения социологии происходит процесс институционализации ритмологического сообщества (ИНСТИТУЦИОНАЛИЗАЦИЯ от лат. institutum - установление, учреждение), вычленение его из сложившихся социальных форм, норм и утверждение собственных норм, выстраивание официальных отношений с обществом и государственными органами.

5. Описание в данном контексте положения вещей, сложившегося вокруг ритмометода, даёт возможность предположить, что ритмологическое сообщество есть результат конфликта между сложившимися в макросообществе и провозглашаемыми в ритмометоде нормами жизни, однако это не так. Как упоминалось выше, ритмометод появился не как ответ на какую-либо социальную проблему. Основатель метода Е.Д. Лучезарнова с первых же месяцев его опубликования заявляла и продолжает заявлять: ритмометод не предназначен для решения существующих проблем человека, природы и общества. Возможности ритмологии позволяют это делать, но это - лишь побочный эффект метода. Основная роль, функция ритмометода - эволюционная. Человек однажды освоил энергию, информацию, пространство планеты и околоземное пространство, пришло время освоить новый "ресурс" жизни - время. Из этого утверждения не следует, что в данный период существования человечества возник тотальный дефицит названных ресурсов. Человечество ещё может использовать их на протяжении какого-то срока. Но человек не фиксирует более глобальных изменений, зависимость от которых, тем не менее, существует, и зависимость эта становится всё более ощутимой с каждым годом. Многочисленные опросы показывают, что людям, независимо от их социальной принадлежности, всё больше не хватает именно времени, чтобы полноценно реализовать себя в жизни. Время нового тысячелетия имеет иные свойства, нежели время прошлое. Так, например, оно вносит гораздо больше изменений в единицу календаря, чем хотя бы пятьдесят лет назад. В новом времени объёмы энергии, информации нарастают лавинообразно, а человек, во многом способствовавший этому ускорению, начинает отставать от хода времени. Его мозг не справляется с переработкой поступающих вводных, нарастает усталость, ощущение бессмысленной гонки за недостижимыми целями и т.п. Войти в новое время, освоить его и сделать шаг за текущее календарное время и предлагает ритмометод Е.Д. Лучезарновой. В нём время рассматривается как субстанция, с которой можно целенаправленно работать, освоив соответствующий инструментарий. Эта идея овладения временем и является фактической основой объединения людей в ритмологическое сообщество.

6. Чтобы войти во время, нужно стать соразмерным ему и его свойствам. Основное свойство времени - изменения. Время всегда и во всё вносит изменения. Поэтому человек, входящий во время, должен быть готов к постоянным изменениям, в первую очередь, к ним должен быть готов его мозг, его разум. Тогда задача освоения времени решаема. Таким образом, не решение актуальных или прогнозируемых проблем, а развитие мозга до способности легко принимать изменения, оперировать изменениями, создавать целенаправленные изменения в собственной жизни благодаря возможностям времени является основой объединения людей, осваивающих ритмометод. Здесь стоит отметить отличие процесса социального становления ритмо-сообщества от «традиционного» пути: можно сказать, что "традиционный" путь возникновения социальных групп есть путь восстановления стабильности во временно нестабильных условиях жизни. Сторонники же ритмометода ориентируются на освоение времени как источника желаемых и планируемых изменений. То есть, основное отличие сторонников ритмометода Е.Д. Лучезарновой от "традиционных" социальных групп и сообществ есть внесение изменений в стабильные условия жизни. И это не протест, не поза, не эпатаж и не демонстрация "избранности". Это следование цели, поставленной методом: хочешь освоить время, становись подобным времени - меняйся сам и меняй окружающий мир.

7. Считать ли время объективной реальностью так, как об этом заявляет основатель метода - вопрос, выходящий за рамки социального исследования. Факт тот, что занимающиеся методом гораздо легче воспринимают любые изменения, протекающие в обществе, в деятельности и т.п. У них есть субъективный и групповой опыт не только реагирования на возникающие изменения, но и опыт целенаправленного создания этих изменений в жизни своей и, как следствие, - окружающих. Очевидно, что появление этого опыта связано с выполнением определенных норм жизни, отличающихся от тех, которые присущи сообществам, основанным на принципе поиска и поддержания стабильности. Последователи ритмометода, как отмечают некоторые психологические исследования, обладают достаточно высокой стрессоустойчивостью, у них отмечается позитивное отношение к будущему, открытость к общению с людьми любого «слоя», интерес к новизне В конкретных проявлениях это выглядит как свобода перемещений в пространстве, свобода в общении с любыми людьми любого "слоя", открытость к новизне и поиск новизны в том, что казалось бы, новым нельзя назвать ни при каких обстоятельствах. Отметим, что сходные характеристики присущи людям, организованным в сообщества, создающие и развивающие инновационные процессы. В этом смысле ритмометод можно рассматривать как особую инновацию, в том числе и социальную. Ещё раз подчеркнём способ объединения ритмологов в сообщество – это не конфликт, а идея приобретения дополнительной степени свободы, освоения реальности и возможностей времени.

8. Человек, заявляющий о себе как о последователе ритмометода, но не обладающий данными характеристиками, находится на стадии знакомства с ним. Подобное знакомство может длиться годами, и внутри сообщества возникают "подгруппы", которые объединяются на основе интереса к возможностям метода. Они встречаются, чтобы поделиться результатами применяемых методик, для освоения новых методик, но при этом не стремятся меняться сами. Им достаточно фиксировать результативность ритмометода в плане решения текущих проблем. Тех же, кто следует исходной функции ритмометода, можно выделить в особую подгруппу "профессионалов". Именно им в большей мере присущи перечисленные выше характеристики, отличающие ритмологов от представителей иных социальных сообществ. Вслед за создателем ритмометода они утверждаются как заполняющие нишу между философией и психологией. То, что не входит в предмет философии и психологии, а именно – время в его конкретном взаимодействии с человеком – входит в круг интересов и в практику ритмологов. Поэтому ритмологи опираются на достижения и философии, и психологии, при этом выделяя собственную специфику в познании и изменении человека и окружающего мира.