• В Санкт-Петербурге
    +7 (495) 309-05-58
  • В Киеве
    +38 (044) 229-33-27

Наша основная задача - научить человека 
жить внутри времени, пользоваться временем.

 

ИНСТИТУТ РИТМОЛОГИИ
ЛУЧЕЗАРНОВОЙ ЕВДОКИИ

 

Старостина Е.Е. Исследовательские задачи Института ритмологии

Поскольку мы рассматриваем ритмологию как науку, в расширительном смысле этого слова, хотелось бы заострить внимание на принципиальных моментах: почему ритмология сегодня оказывается на особом привилегированном положении в общекультурном пространстве современной цивилизации.

В первую очередь мы коснёмся диалектической пары «универсализация - специализация». Развитие научного знания нового времени постепенно ведёт к явному перевесу второй составляющей над первой, специализации над универсализацией. Мы можем наблюдать проявления этого процесса во многих общекультурных феноменах: фрагментация научного знания, распад целостной картины мира, отрицание возможности объективного познания действительности и теоретическая разноголосица. Попытки справиться с этой ситуацией привели современных учёных к признанию значимости междисциплинарных исследований, построенных на альтернативных основаниях, использующих иные, менее консервативные парадигмы. И всё же признание значимости интегрированного знания зачастую остаётся в естественных и социогуманитарных науках лишь декларацией.

онодисциплинарные подходы заставляют рассматривать мир сквозь узкое окошко локальной научной парадигмы. Междисциплинарные же подходы нередко порождают эклектику и хаос. И здесь речь уже идёт не о типовой смене научных парадигм (в понимании Томаса Куна). Всё чаще в научном сообществе раздаются голоса о необходимости перехода к принципиально новой ступени познания как такового. А это означает не просто редукцию целого к части и не перемешивание разнородных частей, но выход к новой универсальности, на что у традиционных наук пока нет внятного предложения.

И как раз в этом плане ритмология оказывается в выигрышном положении, имеет существенное преимущество, поскольку построена на признании универсального значения субстанции времени. Именно этим и объясняется тематическая «всеядность» ритмометода, проявленная в разнообразии представленных в сборнике исследований, при том что природа времени неизмеримо богаче и сложнее любого объекта своего управления.

Второй момент связан с родственной парой «аналитичность -синтетичность». Долгое время в научном знании преобладал явный перевес аналитичности над синтетичностью. Стремление разобраться «как оно есть» постепенно достигло своих естественных пределов, когда количество схем, объясняющих явление, стало поглощать само явление. Очевидно, что созрела необходимость перехода к синтезу. Но творческий потенциал стал реализовываться прежде всего в техническом преобразовании человека и среды его обитания. Трансгуманистическое технотворчество оказалось единственным удобоваримым ответом на всеобщий упадок экзистенциального смысла. И опять-таки в этом пункте ритмология имеет существенное преимущество над традиционными науками, поскольку ориентирована не столько на «сущее - как оно есть», сколько на возможности или «сущее - каким оно может быть». В этом моменте проявлен практический смысл ритмологии, её прикладное значение. И в этом же состоит её уникальная особенность, иногда не принимаемая извне, со стороны. Мы могли бы зафиксировать её следующим образом: если стандартные науки требуют повторяемости фактов, то ритмология – это наука о неповторяющихся фактах. И как раз накопление знания об уникальном, единичном, особенном входит в круг важнейших задач наших исследований.

И третью диалектическую пару, на которую бы мы хотели обратить внимание, можно условно обозначить «рефлексия - саморефлексия». Естественно, что любая научная дисциплина помимо рефлексии внешнего мира ставит себе задачу саморефлексии. Это выражается прежде всего в методологических дискуссиях и в инвентаризации ценностных установок, направляющих исследовательские программы. В этом плане ритмология снова демонстрирует свой особенный статус, поскольку тема наблюдателя и наблюдения образует системную связь всего метода в целом. Проявляется же это в открытости и готовности к контакту с любыми иными системами знаний и мировоззрений. Нам хорошо известно, что закрытая система как таковая неизбежно движется к своему вырождению. И только саморефлексия и рост потенциала наблюдателя позволяет системам эволюционировать практически безгранично. И тут огромную роль играют специфичные тонкости, составляющие суть диалектики «своего - иного». Рутинное отношение к иному предполагает либо его поглощение своим, либо растворение в нём. Другое дело, когда включается творческая рефлексивная игра взаимных отражений и отображений. Именно поэтому мы развиваем в рамках своих исследовательских проектов направление под условным названием «ритмология глазами не ритмологов и наоборот». Пробные шаги в этом направлении представлены и в данном сборнике.

Обобщая сказанное, хочется отметить, что преимущества наших исследовательских подходов и задач действительно позволяют нам работать на содержательное опережение социокультурной ситуации в целом. А то, что опережает среду, то её и формирует в соответствии с правилом «мы – будущее наших детей».

Введение к Сборнику докладов Института ритмологии по итогам конференции 2019 года,
г. Санкт - Петербург.