15.11.10, источник
Человек много столетий пытается научиться контролировать время, надеется поставить его себе на службу и использовать себе во благо. В России сейчас даже работает особое учебное заведение – Институт ритмологии Евдокии Марченко (ИрлЕМ), – которое стремится поставить эти попытки на научные рельсы, изучая как само время, так и его влияние на людей. О таком виде знания, как ритмология, и об институте, в котором ведется его исследование, «НГ» рассказала его директор Елена СТАРОСТИНА.
– В России немало академических учебных заведений, которые, казалось бы, позволяют получить максимальный уровень образования. Какие знания слушатели могут получить в Институте ритмологии?
– Обычно люди приходят к преподавателям за новыми знаниями. А у нас знания особого рода – Институт ритмологии учит людей жизни во времени и исследует влияние времени на мозг человека.
Слово «ритмология» расшифровывается как «логика ритма», а потому Институт ритмологии предлагает знания о том, как найти ритм собственной жизни. Институт помогает людям получить знания о времени: о его видах, свойствах, об особенностях этой субстанции. Институт предлагает методики, позволяющие использовать время в своей жизни, вводить время в событие и тем самым продлять его – или вынимать время из события и тем самым сворачивать для себя что-то неприятное либо надоевшее.
Институт образован в 2002 году и является негосударственным научно-образовательным учреждением. Институт ритмологии работает в зоне дополнительного профессионального образования, а потому у нас есть слушатели, которые уже имеют высшее образование и с нашей помощью пытаются развиваться дальше, но есть и те, кто приходит специально изучать ритмологию. За эти годы более 18 тысяч слушателей изучили наши программы, которые постоянно обновляются.
– Чем ИРЛЕМ отличается от других вузов?
– Во-первых тем, что предмет изучения института – это время. Время как субстанция, время как четвертая координата. Время как практический инструмент. Единственным приемником времени на этой планете является мозг человека. Поэтому институт изучает способности и возможности мозга во взаимодействии со временем, практическое применение и использование времени.
Наши принципы образовательного процесса отличны от принципов других вузов. Знания, которые существуют сейчас в мире, можно представить себе в виде пластинок или дисков. В основном институты осуществляют «закладку» таких наборов знаний в сознание человека.
Методики Института ритмологии позволяют выводить индивидуальный человеческий мозг в состояние активности, разворачивают индивидуальные способности человека воспринимать и усваивать информацию внешнего мира. И за счет этого помогают значительно повышать потенциал человека.
Вспомните, каким интересным и занимательным казался мир в детстве, сколько вопросов задают дети... Они активны в познании мира. Методики института позволяют восстановить детское любопытство в познании – а значит, и радость восприятия реальности. То есть обучение не через «надо», «должен» и прочее, а обучение через удовольствие, наслаждение работой собственного мозга. И в этом также отличие Института ритмологии от других образовательных учреждений.
– Как происходит обучение в Институте ритмологии?
– Условно процесс обучения можно разделить на три этапа.
Сначала слушатель знакомится с тем, что есть такое понятие «время». Он узнает, что это четвертая координата, новая субстанция, которая существует в мире. Второй этап – человек начинает учиться фиксировать это время в среде: наблюдать его проявления. Ведь время организует и образует нашу жизнь, но если не научиться это видеть, не зафиксировать свое внимание на этом моменте, то жить очень непросто. Третий этап обучения – человек начинает использовать время для изменения и улучшения своей жизни.
Принято говорить, что образование должно учить жизни. На самом деле образование дает людям способы восприятия и обработки информации, модели для интерпретаций полученных сигналов, профессиональные навыки. Все это как способы быть полезным обществу. А вот в Институте ритмологии человек учится заниматься именно собственной жизнью.
Он учится собирать разрозненные, казалось бы, события собственной жизни в единую картину. Видеть и ощущать невидимые ранее связи между отдельными эпизодами своей жизни. Видеть ее события из времени. Корректировать свою жизнь при необходимости, используя время как инструмент.
Расскажу об одной из программ Института ритмологии «Ничего случайного не бывает». Выполняя задания (вспомнить, описать, рассказать и прочее), вы анализируете события своей жизни по определенной ритмологической схеме – методике создания событийной нити. Вы наверняка замечали, что в вашей жизни есть определенные повторы. Если вы начинаете об этом думать прицельно, выбирая события из общей ткани событий, то сразу их находите. Повторяются какие-то имена – например, по жизни вас сопровождают имена Людмила или Сергей. Или в вашей жизни большую роль играют какие-то числа – день рождения девятого, вы живете в квартире номер девять, и эта цифра постоянно с вами. Если раньше вы просто изредка обращали на это внимание, то методики программы «Ничего случайного не бывает» позволяют эти закономерности выявить, определить не случайность этих повторов и определенным образом, через призму ритмологического анализа, эти повторы для себя объяснить.
– Что это дает человеку?
– Это дает человеку изменение жизненных ситуаций. Выход на личную траекторию жизни. Попадание в свой ритм. Жизнь в своем собственном ритме.
Опытным путем установлено, что ритмологически считанное явление исчезает за ненадобностью. То есть если у вас была какая-то проблемная ситуация и вы ее ритмологически проанализировали – выявили повторы и поняли, почему эта ситуация регулярно появляется в вашей жизни, – происходят определенные изменения. Например, проблема перестает повторяться.
– Как преподаватели ИРЛЕМа работают со слушателем? Дают ему тесты, устраивают экзамены? Наставляют?
– Слушатели института работают с материалами по ритмологии самостоятельно и в группах. Преподаватель дает слушателям определенные задания, задает вопросы, организует обсуждения на определенные темы. Мозг тренируется в непривычном скоростном режиме обработки информации. Ритмологические методики позволяют ускорить течение времени внутри человека. В вузах обычно считают, что есть определенный набор знаний, который положено донести до обучаемого и тот должен этот объем информации усвоить. В нашем институте подход другой. Ведь познание – это процесс сугубо индивидуальный, и активность мозга у каждого человека тоже очень индивидуальна. Потому у нас нет такого понятия, как «экзамен», а есть понятие «индивидуальное освоение материала».
– Каким человек обычно приходит в институт и каким он становится после окончания учебы?
– К нам приходят разные категории людей. В подавляющем большинстве случаев это люди с высшим образованием, их более 80%. Они достаточно развиты, у них познающий мозг. Они много попробовали научных, традиционных и нетрадиционных способов познания мира, учений, хотят развиваться дальше. Но упираются в некоторый тупик, не могут найти продолжения для своего развития. А ритмология дает им такую возможность – за счет знакомства с технологиями работы со временем. Время первично перед пространством, и поэтому, работая со временем, люди гораздо проще выстраивают свои пространственные ситуации.
Есть слушатели, у которых все благополучно в этой жизни и они ищут что-то необычное, острое, свежее. И находят на наших программах. Ведь что может быть необычнее, острее и свежее, чем взгляд на свою жизнь из времени!
Есть слушатели, у которых трудности в жизни – они ищут способы решения своих проблем и в ИРЛЕМе получают определенную методику для этого. Например, кого-то интересуют любовь, деньги, здоровье. У нас есть программа «Ритмомеры». Изучив ее материал, можно изменить жизнь, размышляя о своей любви, деньгах, здоровье под определенным углом. Например, вы хотели бы иметь больше денег. Изучая ритмомеру «Деньги», вы вспоминаете, как впервые заработали самые первые финансы – во сколько лет это было, за что вы их получили, каким образом они к вам поступили. Вам их дали родители, вы их заработали, вы их нашли, вам их подарили? А затем вы размышляете: «Как в моей жизни проявлялось, прослеживалось, отображалось первое появление денег? Оказало ли это влияние на то, как ко мне приходят деньги в жизни?»
– Почему это важно?
– Осмысление ситуаций, анализ прошлого опыта под определенным ритмологическим углом позволяет обнаружить определенные закономерности. Например, некоторые вспоминают, что первые деньги были заработаны с большим трудом, и только после этого понимают, что и все остальные деньги в жизни им действительно приходилось зарабатывать тяжело. Происходит сначала осмысление ситуации, а затем и ее коррекция. Слушатель ИРЛЕМа разбирается: «Хочу ли что-то изменить в своей жизни?» Человек производит изменения в своем сознании, и у него выстраивается какая-то другая линия жизни. А иногда человек вдруг понимает: «Первые деньги мне подарил дедушка, у меня в жизни деньги очень легкие, я так к ним так же легкомысленно отношусь. А поскольку я к ним привык относиться как к дармовым, у меня их и нет». Дальше, снова через осмысление, человек производит изменение своей жизни.
В основе этих образовательных, тренинговых методик лежит принцип наблюдения, ритмологического анализа собственной жизни, а потом и ее ритмологической коррекции.
Основной итог обучения в ИРЛЕМе – умение работать со временем. Практическое освоение методик работы со временем. Изучение возможностей и способностей своего мозга ускорять и замедлять время. Способность жить в собственном ритме.
– Недавно институт проводил конференцию ритмологов. Какие темы на ней рассматривались?
– В конференции приняли участие ученые различных направлений науки. Кандидаты и доктора физико-математических, филологических, экономических, гидрографических, технических наук приехали в столицу из многих городов – Белгорода, Екатеринбурга, Ижевска, Миасса, Омска, Симферополя, Тольятти, Уфы, Череповца. Мы обсуждали темы: ритмология о категориях времени, пространства, энергии и информации в физике, возможности мозга при взаимодействии с ритмовременем, положения ритмологии о солитонно-голографическом строении мира. Конференция проходила в форме круглых столов, темы которых отразили основные задачи конференции: «Естественно-научные аспекты ритмологии», «Гуманитарные аспекты ритмологии», «Ритмология – наука III тысячелетия», «Метод 7Р0: опыт практического применения и популяризации», «Ритмологические исследования. Исследование как способ освоения метода». По результатам конференции институт готовится выпустить сборник научных статей, которые скоро будут доступны нашим слушателям.