• В Санкт-Петербурге
    +7 (495) 309-05-58
  • В Киеве
    +38 (044) 229-33-27

Наша основная задача - научить человека 
жить внутри времени, пользоваться временем.

 

ИНСТИТУТ РИТМОЛОГИИ
ЛУЧЕЗАРНОВОЙ ЕВДОКИИ

 

Белова Н.Н. Использование ритмологии для создания уверенной в себе гармоничной личности

источник sworld.com.ua

Уверенность в себе воспринимается как синоним успешности, полноты жизни. И это действительно так. Можно сказать, что проблема уверенности в себе – одна из ключевых проблем человеческой жизни. Уверенные в себе люди спокойны, рассудительны, всегда осмысливают и критически оценивают то, что им предложено. Они не отягощены психологическими комплексами и проблемами, открыты для взаимодействия, общаться с ними легко. Их любят, уважают, к их мнению прислушиваются. Неуверенная личность требует к себе особого подхода, к ней нужно как-то приспосабливаться. Чем больше неуверенность, тем труднее взаимодействовать, тем более напряженными становятся жизненные ситуации.

Неуверенных в себе людей не так уж и мало. Достаточно многие не могут сказать «нет», не могут дать надлежащий отпор, не могут проявить свою инициативу, самостоятельность. Наиболее распространёнными случаями неуверенности в себе являются: неуверенность в начале нового дела, неуверенность в результате зависимости от других людей, их поступков и решений. Типичны случаи неуверенности при знакомстве с другими людьми, неуверенность в любовных отношениях, неуверенность при приёме на работу, во время экзамена и т.д.

В настоящей статье мы расскажем о применении метода предложенного Е.Д.Марченко для формирования в повседневных условиях современной жизни уверенной, гармоничной личности. Метод основан на применении ритмологии (созданного Е.Д.Марченко направления в науке) и даёт возможность достижения максимально быстрого и пролонгированного результата.

Проблема уверенности в себе стала интересовать психологов в середине 20-го века. Это, по-видимому, было связано с теми требованиями, которые начали предъявляться личности в условиях индустриального общества и приближении нового тысячелетия. В настоящее время наличие уверенности в характере человека существенно влияет на качество его жизни. Психологи обнаружили связь между неуверенностью в себе и возникновением неврозов и некоторых соматических заболеваний. Выяснилось, что большинство невротических больных и значительная часть обычных больных (особенно с сердечнососудистыми заболеваниями) страдают от неуверенности в себе, одиночества, скованности. В.Ромек, подчёркивая важность вопроса, говорит, что «В том или ином виде проблему уверенности в себе, доверия к себе и к своим способностям можно обнаружить практически в любой психологической теории, так или иначе касающейся психологии личности».

Первые труды, касающиеся проблемы уверенности, принадлежат Андре Сальтер – владельцу и главному врачу крупной клиники в Америке и относятся к 40-м годам прошлого века. В дальнейшем этим вопросом занимались такие крупные психологи как Д.Вольпе, Рита и Рюдигер Ульрих, В.Вендландт, Х.-В. Хёферт, Р. Зигмунд, А.Бандура, М.Селигман и др.

На сегодняшний день не существует строгого определения понятия «уверенность». Пользуются описанием характеристик уверенной в себе личности. Так, согласно мнению Рюдигера и Риты Ульрих, под уверенностью понимается комплексная характеристика человека, включающая в себя следующие основные поведенческие, эмоциональные и когнитивные характеристики: способность индивидуума предъявлять требования и запросы во взаимодействии с социальным окружением и добиваться их осуществления; способность разрешить себе иметь запросы и требования и смелость их проявлять; обладание социальными навыками осуществления своих намерений.

А.Лазарус описал четыре группы навыков, которые необходимы для уверенности в себе. К этим навыкам относятся: способность открыто говорить о своих желаниях и требованиях; способность сказать «Нет»; способность открыто говорить о своих позитивных и негативных чувствах; способность устанавливать контакты, начинать и заканчивать разговор.

По А.Х.Маслоу признаками сильной, уверенной в себе личности являются: инициативность; благоприятные отношения с другими; принятие личной ответственности; центрированность на деле и стремление к совершенству в нём; спонтанность, естественность, открытое выражение чувств; недоверие к авторитарной власти; культурная обособленность, неординарность, творческое начало; потребность в отъединённости и уединении; постоянная свежесть оценки и стремление вникнуть в суть вещей; разграничение приемлемого и неприемлемого; жизнерадостность и здоровое чувство юмора; вершинные переживания.

Неуверенность приводит к пассивности, отказу от собственной инициативы. Любая активность для неуверенного человека связана с негативными переживаниями, сомнениями, что может отрицательно сказаться на его здоровье. Неуверенные в себе люди всячески избегают личного самопроявления. Они, как правило, довольствуются ограниченным набором поведенческих шаблонов, стандартами по которым нужно жить. Это приводит к тому, что основные ценности лежат вне себя. Такими ценностями становятся, например, деньги, связи, положение, родственники.

В. Вендланд и Х.-В. Хёферт неуверенностью назвали состояние, которое возникает, когда привычный или запланированный ход деятельности «нарушается», если что-то происходит непривычным или незапланированным образом.

Какие же называются причины возникновения неуверенности? Джозеф Вольпе говорит, что существенную роль в возникновении неуверенности играет социальный страх. К социальным страхам относят: страх критики, страх быть отвергнутым, страх оказаться в центре внимания, страх показаться неполноценным; страх начальства, страх новых ситуаций, страх предъявлять претензии или не суметь отказать в требовании, страх не суметь сказать «нет». Сюда же можно отнести чувства вины и стыда. Конечно, все перечисленные страхи есть у любого человека. От страха нельзя отказаться полностью, страх является естественным регулятором. Но у неуверенного человека социальный страх становится преобладающим чувством и блокирует его социальную активность. Вторая причина – дефицит навыков социального поведения.

Р. Зигмунд в качестве причины возникновения неуверенности называет «нарушенный образ себя», когда собственные достижения недооцениваются в сравнении с другими, индивид привычно негативно оценивает себя, свои способности и цели. Негативные установки по отношению к себе вызывают соответствующие самовербализации («Я это не могу…», «Я с этим не справлюсь»), что ещё больше усиливает неуверенность.

Относительно причин возникновения неуверенности в себе существует несколько взаимодополняющих объяснений. Наиболее признанные из них – теория «обучения на моделях» Альберта Бандуры и теория «выученной беспомощности» Мартина Селигмана. По теории «обучения на моделях» навыки агрессивного, уверенного или неуверенного поведения возникают уже в детстве как результат копирования ребенком стереотипов поведения, которые он наблюдает вокруг себя. «Моделями» для копирования служат родители, родственники, друзья, соседи, учителя. Присущие человеку потенции открытости, уверенного поведения нуждаются в благоприятных условиях для развития.

Е.Д.Марченко разделяет всё происходящее в жизни человека на три категории: ущербы, проблемы, события. «Ущербы – то, где он не может справиться самостоятельно, у него нет никаких сил. Ему не помогут никакие советы, он просто ждёт того, кто за него это сделает. Проблемность. Человек благодаря советам и небольшому участию других людей способен сам справиться с ситуацией и разрешить её в нужную себе сторону. И события – радостные будничные ситуации без проблем, в которых человек получает удовольствие».

Неуверенность присутствует в состоянии ущербности и проблемности. В этих состояниях человек «что-то скрывает, что-то гиперболизирует, у него неточное восприятие и воспроизведение действительности. А в событиях человек естественен, он радостен. Всё, что происходит вокруг - для него реальность, он ничего не скрывает. У него отсутствует желание казаться каким-либо, он таков, какой есть, он проявляет всё необходимое».

Чтобы обрести веру в себя, человеку нужно вернуть его самого, помочь ему восстановить свою непосредственность, выявить свои собственные желания воззрения и найти опору в себе самом. Другими словами – перевести из ущербов в проблемы, из проблем – в события. Эксперименты М.Селигмана и Д.Хирото показали, что состояние беспомощности возникает в ситуации, когда внешние события от нас не зависят, и мы ничего не можем сделать, чтобы их предотвратить или видоизменить, или нам кажется, что мы никак не можем повлиять на последствия происходящих событий. В результате теряется мотивация к любым действиям, предполагающим какие-либо изменения. Так, например, если ребёнок не получает никакого отклика на свои действия или получает однообразную обратную связь (всё равно отрицательную или положительную), то возникает выученная беспомощность.

Но это относится не только к детскому возрасту. Представьте себе служащего, который несколько лет получал фиксированную зарплату, от него почти не зависящую. И вдруг ему предоставляется возможность открыть своё дело и получать гораздо больший доход. Воспользуется он такой ситуацией? Скорей всего нет. Помешает выученная беспомощность. По этой же причине мы иногда терпим различные неудобства, оскорбления.

Беспомощность вызывают не сами негативные события, а опыт неконтролируемости этих событий. Опыты Э.Лангер и Д.Родена подтвердили, что возможность выбора и контроля ситуации могут спасать жизнь, а беспомощность способна убивать. Значит человек, прежде всего, должен ощутить и понять, что от его действий, от его позиции зависит исход любой ситуации. Что он может и должен сам контролировать свою жизнь, а значит и нести за неё полную ответственность.

Е.Д.Марченко предложены когнитивно ориентированные эффективные методики. Их применение очень быстро помогает понять, что жизненные ситуации зависят, прежде всего, от самого человека. Более того, он сам может организовать для себя желаемые события. Методики позволяют учитывать индивидуальность каждого, кто их применяет и просты в исполнении.

линия

 

 

 

 

 

Рис. 1 Линия

Наша жизнь двойная. У нас есть свой внутренний мир, который никто не видит и не слышит, и есть внешний мир, который видят окружающие, где мы взаимодействуем с большим количеством людей. Между этими двумя мирами есть некая граница – поверхность или линия гармонии. У каждого она имеет свою индивидуальную кривизну. Идя во внешнюю жизнь, мы пытаемся выйти на кривизну окружающих, или уходим во внутреннюю жизнь и, возможно, допускаем в неё кого-то.

Если человек свободно переходит в ту и другую сторону, то он уверенно чувствует себя в этой жизни. Его самооценка адекватна оценке окружающих. Если же линия комфорта недооформлена, или мы от неё значительно отклоняемся, то начинаем испытывать напряжение. Умение постоянно ощущать границу комфорта позволяет устанавливать благоприятные и глубокие отношения с любым окружением. В результате люди принимаются такими, какие они есть. Уходит неудовлетворённость взаимоотношениями, стремление подчинить себе, авторитарно навязать свою волю или как-то использовать, а также самому зависеть от чьего-либо решения. Появляется уверенность, трезвая оценка своих возможностей. Упрочивается осознание, что очень многое в жизни зависит только от себя. Человек начинает думать качественно по-другому. Жизнь с чувством ответственности за происходящее приводит к активной позиции.

В отличие от этого слабая, неуверенная в себе личность или конфликтует, противопоставляя себя миру, или пытается слиться с ним и теряет свою индивидуальность. Её одолевает постоянная тревога по поводу отношений с другими людьми. Смогу ли договориться? Как про меня думают? Так ли меня понимают? При нарушении гармонии внешние конфликты загоняются вовнутрь, внутренние конфликты и противоречия пускаются на самотёк. Постепенно они превращаются в отрицательные черты характера, неврозы, психологические комплексы и выплёскиваются на окружающих. Своевременное осознание внутреннего конфликта и ликвидация его в результате раздвигания своих границ выравнивают характер, гармонизируют личность.

Следует добавить, что методика Е.Д.Марченко учит ощущать себя автономной, но всё-таки неотделимой частью всего единого и взаимосвязанного мира. Это очень важное свойство сильной, гармоничной личности.

Предложенные методики позволяют осознать себя, научиться понимать: как меня видят, слышат, чувствуют, понимают окружающие, и что я чувствую и понимаю, нахожусь ли в ладу с собой. А также помогают заранее подготовить любое взаимодействие, сделать его максимально комфортным.

Второй вариант модели происходящего: всё в жизни делится на две части – одна сторона это эмоциональная жизнь и вторая сторона жизнь понятийная. У разных индивидов степень проявления того и другого различна. У кого-то преобладает эмоциональная сфера, у кого-то понятийная. Когда выравнивается то и другое, то появляется очень гармоничное равновесное состояние, которое Е.Д.Марченко назвала состоянием ритма. В этом состоянии уже нет противодействия разума и сердца, легко выдерживается линия гармонии.

Напряжение и неуверенность возникают, если наработки с одной стороны стереотипно переносятся на другую сторону. Например, в ситуации, когда целесообразно продемонстрировать творческое мышление, профессиональные знания (допустим на собеседовании при устройстве на работу) помешать такому проявлению может подсознательное желание иметь в лице руководителя своего рода родителя, который бы опекал, прощал ошибки. На другой стороне (эмоциональной) стереотипное понимание, стереотипные оценки очень часто мешают свободно выражать свои чувства, заставляют скрывать их за некой ширмой, маской. Часто их не показывают даже себе, считая, что переживаемые чувства не соответствуют каким-то канонам.

Имея опыт на одной стороне жизни, человек автоматически переносит свои ожидания на другую сторону. А ожидания и соответствие или несоответствие им действительности и формируют наше состояние уверенности или неуверенности в себе.

Исследования показали, что такое распространенное состояние как обида есть результат переноса эмоциональных моментов на понятийные отношения. Человек ждёт, что его будут любить только потому, что он есть. А этого ожидать нельзя. Человек разумен, он не может жить только на инстинктах. Несоответствие ожидаемого и действительности порождает неуверенность.

Обиду следует убирать в самом начале, в самом первоисточнике, как только она начинает зарождаться. В противном случае люди долго не могут найти взаимопонимания. Появляются такие состояния как депрессия, разочарование, одиночество, агрессия. Занятия «Растворение обиды» позволяют приобрести умение не допускать возникновения обиды, а также распознавать обиду в самом её зачатке и быстро компенсировать состояние. Причём приобретается навык помогать себе самостоятельно.

Вторая распространенная причина неуверенности – страх. Страх закрепощает человека, блокирует самостоятельный, творческий, деловой подход в различных ситуациях. Страх может быть осознанным, но не контролируемым, или неосознанным. Очень часто люди имеют большой внутренний потенциал, но не могут его реализовать. Боятся самостоятельности, боятся совершить ошибку, боятся мнения окружающих, боятся добиться успеха (ибо это повышает их ответственность). При отсутствии же страха легко начинать любое дело, легко взаимодействовать с людьми, ставятся и достигаются более масштабные цели. Человек перестаёт ждать, что придёт кто-то сильный или знающий и распорядится его действиями, и начинает действовать сам. Уходит и «вторая сторона медали»: вечное сражение, противостояние и противодействие всем и вся.

Для страха главное - не выпустить его на чувства, а умело и грамотно работать с ним, как с понятийной субстанцией. Причина возникновения страха – отсутствие привычных опор. Страх можно осознать, осмыслить, описать; проанализировать свою жизнь, увидеть причину возникновения своих страхов. Для того, чтобы справиться со страхом, необходим достаточный словарный запас. В результате такой работы находятся опоры внутри себя. Страх должен перерасти в некую внутреннюю границу запрета, связанную с культурными нравственно-этическими ценностями.

 К ним, например, относятся запреты на забывчивость, на нелогичность, на возможность опоздать. Страх публичных выступлений вполне может перерасти в запрет пренебрежения по отношению к слушателю, запрет нечёткости речи и т.д. В результате вместо специфического характера, который формируется под воздействием страха, воспитываются весьма полезные черты и привычки, облегчающие жизнь и взаимодействие в социуме. Методика, позволяющая эффективно работать со страхом, изложена в статье «Извлечение пользы из страха».

Очень много предубеждений и неосознаваемых моментов присутствует в поведении людей, когда речь идёт о таком, казалось бы, привычном понятии как любовь. Стереотипы родителей порой мешают им любить ребёнка, относиться к нему как к отдельной, самостоятельной личности. В любимом хочется видеть черты кого-то из родителей. Оберегая любимого, мы часто лишаем его самостоятельности и т.д.

В главе «Любовь» Е.Д. Марченко пишет: «Любовь есть не что иное, как некая граница, которая охраняет существо, изолирует его от всех опасностей на этой планете. И если удаётся найти такую оболочку, такую границу, то жить на планете становится очень уютно». Пытаясь справиться с чувством «меня никто не любит», с ощущениями своей незащищённости и ненужности, порождающими тревогу, отсутствие безопасности, человек может принять решение и привыкнуть гоняться за любовью и признанием окружающих. Это сопряжено с беспомощностью в решении, соглашательстве, смирении, желанием всю жизнь оставаться маленьким и слабым. Или, наоборот, начинают превозносить свои таланты и считают, что все ими должны восхищаться. Тогда их неуверенность выражается в постоянной потребности получать подтверждения своей самооценки и поклонении.

Получается, что чем больше мы позволяем себя любить, тем мы беспомощнее на этой планете. Казалось бы, выход из положения – начать любить самому. Когда мы любим кого-то, мы его ограждаем, сами становимся оболочкой, или границей, нам кажется, что мы состоялись. Но дело в том, что в этот момент мы тоже оказываемся зависимыми и теряем возможность эволюционировать, так как забываем о собственной значимости. Разумный человек способен проявлять гибкость, подвижность и менять направление своего внимания в зависимости от обстоятельств. Начинается перетекание: я люблю, и я позволяю любить себя.

Естественное стремление психологически полноценного человека – утвердиться в жизни, обрести чувство собственной значимости. Многие для этого стараются получить образование, иметь определённый уровень благосостояния, открыть своё дело. Но личностный рост, постоянное развитие потенциальных возможностей, ощущение себя более целостным, гармонично организованным, способным к творчеству возможны лишь при равновесии разных сторон жизни. В этом случае появляется не только требование индивидуальной самореализации, которое иногда может сводиться к достижению личного успеха за счёт потерь и неудач других, но и культурная система ценностей, приводящая к социальной гармонии. Гармоничный, уверенный в себе человек работает не ради денег, как главного мотива, а ради интереса к какому-то делу. Выражает через это дело себя и своё отношение к миру. Он становится способным формировать цели и получать тот результат, который хочет. А деньги подсказывают, как развивается его разум, насколько шире становится его интеллект. Большая часть из них обязательно тратится на развитие мозга, таланта как своего собственного, так и тех, кто находится рядом. И какая-то часть уходит на экологическое оздоровление планеты, природы. Выверить себя относительно понятия «деньги» помогает соответствующая глава в книге.

Основной учебник, который мы используем, называется «Ритмомеры», он издан в двух частях и включает в себя 22 темы, связанные с основными проблемами, существующими в современном обществе. Выше приведены ссылки на некоторые главы именно из этого учебника. В каждой теме есть необходимый теоретический материал, видеоматериал, мелодии и техники для коррекции. Понять себя и осознанно сделать выбор помогает и книга Е.Д. Марченко «Прочти себя».

Заниматься по предложенным методикам, используя указанную литературу, можно как самостоятельно, так и в небольших группах. Участники семинаров сами анализируют конкретные жизненные ситуации и затем корректируют их. Вырабатывается реалистическое отношение к себе, понимание собственной ценности. Всё это помогает конструктивно обращаться с жизненными ситуациями и уверенно участвовать в планировании событий своей жизни. Основным является выход на свой собственный ритм, на логику ритма, это дает дополнительные степени свободы, события позволяют себя рассмотреть с разных сторон. Незаметно, без напряжения меняется самовербализация. Положительный эффект от занятий легко переносится в реальную жизнь.

В качестве контроля результата применялись наблюдение в естественной среде и отзывы участников семинаров, а также тех, кто занимался по учебнику самостоятельно.

Литература:
1. Зелигман М. Как научиться оптимизму. – М.: Вече, 1997.
2. Майерс Д. Социальная психология. – С.-Петербург: Питер. 1997.
3. Марченко Е.Д. Ритмомеры. – СПб.:Авторский Центр «Радатс», 2005. – 224с.
4. Марченко Е.Д. Ритмомеры, книга 2. – СПб.: Авторский Центр «Радатс», 2008. – 192с.
5. Марченко Е.Д. Нулевой Репортаж. – СПб.: Авторский Центр «Радатс», 2002. – 128с.
6. Марченко Е.Д. Радаст Страдастеи пространства (3). – СПб.: Авторский Центр «Радатс», 2003, с.133-142.
7. Марченко Е.Д. Прочти себя. Ритмология неделя за неделей. – СПб.: Авторский Центр «Радатс», 2008. – с.280.
8. Марченко Е.Д. Знакомься, знак! Знакомьтесь – знаки! – М.: РИТМ 25, 2010. – 224с.
9. Ромек В.Г. Понятие уверенности в себе в современной социальной психологии // Психологический вестник. Выпуск 1. Часть 2. – Ростов-на-Дону: Изд-во РГУ, 1996, с. 132-146.
10. Ромек В.Г. Эмоциональные и познавательные характеристики общения. - Ростов-на-Дону, изд-во РГУ, 1990, с. 80-90.
11. Ромек В.Г. Психологическое консультирование в ситуации выученной беспомощности. //Психологическое консультирование: Проблемы, методы, техники. – Ростов-на-Дону: ЮРГИ, 2000, с. 187-278.
12. Ромек В.Г. Теория выученной беспомощности Мартина Селигмана // Журнал практического психолога, №3-4, 2000,с. 218-235.
13. Рудестам К. Групповая психотерапия. Психокоррекционные группы: теория и практика. – М.: Прогресс. 1990. С. 291-307.
14. Социальная психология личности в вопросах и ответах: Учебн. пособие /под ред. В.А.Лабунской. – М.:Гардарики. 1999, с.207-226.
15. Хорни Карен. Невроз и личностный рост. Борьба за самоосуществление. Перевод Е.И.Замфир. – СПб.: Восточно-Европейский институт психоанализа и БСК, 1977
16. Overmier J.B., Seligman M.E.P. Effects of inescapable shock upon subsequent escape and avoidance responding. Journal of Comparative and Physiological Psychology, 63/ 1967.
17. Hiroto D. Locus of control and learned helplessness. Journal of Experimental Psychology, 102, 187-193.